В ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ

Лабан Григорий Григорьевич

 Майковская Анна Гавриловна Папков Иван Елисеевич Чеботаревич Константин Николаевич митрофанов

 


veterany Страница 1

veterany Страница 2


ПЯТЬ ФРОНТОВ АННЫ МАЙКОВСКОЙ


   

Что такое война, она знает не из книг. Война прошлась по самым лучшим годам Анны Гавриловны Майковской – по ее юности.

И сегодня, спустя столько лет, железнодорожница хорошо помнит, как тридцать дней сидела в окопах, как подорвался автомобиль на мине, в котором она ехала, как рассекретила шпиона…

Она мечтала быть бухгалтером… Но война внесла свои коррективы. Вместо защиты диплома в школе бухгалтеров ей выдали свидетельство, на котором было написано: «Закончила с отличием. Защита – после окончания войны»… Потом, в 1945-м, она узнает, что та школа сгорела.

…В ее памяти – километры траншей, грохот снарядов, подорванная бронетехника. Эта храбрая девушка прошла пять фронтов: 3-й Украинский, 2-й Белорусский, Карело-Финский, Волховский и 1-й Дальневосточный. Молодая фронтовичка значилась ротным писарем. В ее обязанности входила регистрация солдат, сержантов, старшин, ведение карточек на продовольствие.

– Как-то за пайком пришел ко мне некий капитан Иванов, – вспоминает моя собеседница. – Глянула на его документы – вроде бы все нормально. Через несколько дней опять наведался. Снова ничего не заподозрила. Но когда пришел в третий раз, что-то в нем мне все-таки показалось странным. Я попыталась его задержать. Он выстрелил, но промахнулся. Оказалось, я рассекретила шпиона.

Тем не менее Анна Гавриловна не избежала серьезного ранения. Машина, в которой она ехала с другими фронтовиками, подорвалась на мине… Контузия, вывих правой руки.

В феврале 1944-го пришлось пройти испытания на прочность холодами. Это было в Украине (кстати, Анна Гавриловна сама родом оттуда).

– Только представьте: лютый мороз, а на мне лишь юбочка, гимнастерочка и шинелечка, – вспоминает фронтовичка.

О ее самоотверженной борьбе и патриотизме свидетельствуют многочисленные награды. Среди них – орден Отечественной войны, медали «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.», «За победу над Японией», «За освобождение Советской Белоруссии».

Война принесла Анне Гавриловне не только боль и потери, но и знакомство с ее будущим мужем Владимиром. В то время она числилась в первой роте, а он – в третьей. Часто видеться влюбленные не могли, однако нежные чувства друг к другу пронесли через всю войну. После демобилизации молодые люди поженились и переехали жить на родину мужа – в Беларусь. Вместе с супругом Анна Гавриловна воспитала троих детей.

Почти 25 лет моя собеседница проработала оператором по учету в локомотивном депо Лида.

– У меня всегда было полно работы, – рассказывает железнодорожница. – В то время приходило много мазута, дизтоплива, масла, угля. Ведь калькулятора не было, пользовались счетами. А незадолго до ухода на пенсию мне дали старенькую счетную машинку – вот была радость!

Анна Гавриловна и сегодня, как много лет назад, бодра духом и полна оптимизма. Только вот здоровье уже не то, что в молодости. Справляться с домашними делами ей помогают старший сын Евгений и медицинская сестра милосердия Дорожного общества Красного Креста Эльвира Шабанова.

Автор:Екатерина ВОРОБЬЁВА

Опубликовано в газете "Железнодорожник Белоруссии" №10 от 08.02.2014


«БЛАГОДАРЕН МАГИСТРАЛИ ЗА ВСЕ»

CHEBOTAREWITCH

IMG 36451

Ветеран локомотивного депо Лида Константин Чеботаревич трудился машинистом более 30 лет.

С самого утра Константин Николаевич с супругой Марией Петровной ждут гостей – журналистов отраслевого издания. По такому случаю ветеран при полном параде – в костюме с наградами, а бодрость и боевая выправка всегда при нем. Хотя это дается уже непросто: на днях ему исполнилось 90 лет.

– Много ли это? Очень много! – улыбается Константин Николаевич. – Самому не верится, что мне уже столько лет.

Он родился в Скиделе в 1927 году. Когда учился в школе, грянула война. В Великую Отечественную семье некоторое время приходилось прятаться в деревне у родственников: прежде мать трудилась секретарем горсовета, а оккупанты в первую очередь стремились расправиться с представителями местной власти. Позже семья вернулась в Скидель, и Константин с друзьями помогал советским летчикам на местном аэродроме.

– Со склада на тележках мы подвозили авиационные бомбы, которые военные затем «подвешивали» к самолетам, – вспоминает ветеран. – За это на обед нам доставался деликатес и большая редкость в те времена – гречневая каша. Иногда летчики угощали шоколадом.

В 1944 году Константина Чеботаревича призвали в армию. Служить довелось шесть с половиной лет. В 1951 году демобилизовался. Прочитал в газете объявление о наборе в школу машинистов паровозов. Успешно сдал экзамены, и был принят на трехгодичный курс обучения.

В 1954 году молодого человека направили в локомотивное депо Лида. Вначале трудился помощником машиниста.

– Это было тяжелое время, – вспоминает ветеран. – Уголь был неважного качества, с большим содержанием сланцев. За поездку забрасывали в топку по 16 тонн, по три-четыре раза приходилось ее чистить.

Через год Константина Николаевича назначили машинистом. Он водил грузовые поезда в Барановичи, Вильнюс, Гродно и Минск. Через 10 лет стал машинистом-инструктором паровозных бригад. При этом всегда старался совершенствоваться в профессии, много читал специальной литературы. Окончил Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта, получил права на управление тепловозом.

С 1976 года Константин Николаевич трудился машинистом тепловоза ТЭП60. Водил пассажирские поезда в Барановичи, Лунинец, Вильнюс. В 1982-м ушел на заслуженный отдых.

– Когда отца провожали на пенсию, существовал очень красивый ритуал прощания, – вспоминает дочь юбиляра Татьяна. – Машинист возвращался из последнего рейса, на станции его встречал оркестр. Под торжественную музыку машинист выходил из локомотива и преклонял колено в знак уважения перед железной дорогой, затем ему вручали цветы.

Попрощавшись с магистралью, Константин Чеботаревич еще 10 лет трудился машинистом компрессора на предприятии «Лидастройконструкция».

Вот уже 65 лет рядом с юбиляром его супруга Мария Петровна. Вместе они вырастили двоих дочерей – Светлану и Татьяну. Сейчас у ветерана два внука и правнучка София. В праздники вся семья собирается вместе. Константин Николаевич и Мария Петровна вспоминают и рассказывают молодежи, как отмечали праздники во времена их молодости.

– Я всегда гордилась отцом, – говорит Татьяна. – Несмотря на то, что он очень ответственно относился к своей работе, старался уделять и нам с сестрой много времени, учил кататься на велосипеде, коньках. Из поездок привозил угощения и другие подарки. Однажды в Москве купил нам с сестрой красивые платья. Когда в Лиду приезжал Петр Машеров, директор школы выбирал для вручения букета самую опрятную и нарядную девочку. И такую роль доверили мне.

Константин Николаевич отмечает, что всегда любил свою работу.

– Я мог наблюдать, как меняется природа в зависимости от поры года, как встает солнце, – объясняет он. – На какой еще работе такое возможно?

Несмотря на то, что в поездки приходилось собираться и ночью, и в плохую погоду, оставлять семью в праздники, ветеран никогда не жалел, что выбрал магистраль. И сейчас он благодарен за помощь, которую оказывает ему руководство локомотивного депо Лида. Пару лет назад юбиляру помогли с косметическим ремонтом в квартире и покупкой газовой колонки. Но важно и простое внимание, которое уделяют представители предприятия и ветеранской организации.

– Низкий поклон тем, кто не забывает нас, простых ветеранов депо, – благодарит Константин Николаевич.

Елена КРАВЕЦ

Опубликовано в газете "Железнодорожник Белоруссии" №22 от 22.03.2017