Судьба дороги - в судьбе людей

Дорога в судьбе семейной династии

Несколько поколений насчитывает династия Плахотнюк. Ее основатель трудился машинистом паровоза во времена Царской России, а дети, внуки и правнуки работали и продолжают работать в путевом и локомотивном хозяйствах магистрали.

 IMG 7400 копия копия

История этой трудовой династии начиналась в Восточной Сибири. Ее родоначальником в семье считают Константина Ивановича Шептунова. Он трудился машинистом паровоза в депо на станции Зима, расположенном в одноименном сибирском городе Иркутской области. Однако документально подтвердить эти сведения его потомкам не удалось – основатель династии свой трудовой путь прошел в начале прошлого века, в период Царской России.

0 Konstantin нет подтвержденных данных

В паровозное депо по стопам отца пришли и все его дети. В том числе, дочь Лидия. В депо на станции Зима она трудилась в отделе кадров. В том числе, и в первые годы Великой Отечественной. А после освобождения территории Беларуси девушку направили на восстановление железнодорожной инфраструктуры на Белостокскую железную дорогу.

1 Lidiya Konstantinovna

Со станции Зима в Беларусь направили и Григория Плахотнюка. Молодой человек родился на Украине, в Винницкой области. Мать рано умерла, а отца выселили в Сибирь. Вскоре к нему приехали и сыновья. Так семья, где было пятеро детей, оказалась в Иркутске. В 1937 году Григорий закончил Иркутскую школу военных техников железнодорожного транспорта, получив квалификацию техника-строителя железных дорог. Был направлен на станцию Зима Восточно-Сибирской железной дороги. В 1942 году начал трудиться смотрителем зданий и строительным мастером. Спустя год с небольшим был переведен помощником начальника дистанции пути по военной части. А в 1944 году был откомандирован в распоряжение начальника Белостокской железной дороги.

1 Grigiriy Maksimovich

– В пути следовавшие из Иркутска в Беларусь Лидия и Григорий разговорились, – рассказывает их невестка, Анна Владимировна Плахотнюк. – Покидать родные дома и ехать в неизвестность не хотелось обоим. Тем более, что в Беларуси еще шли бои. Гомель, к примеру, их встретил бомбежкой.

Из Гомеля молодых людей направили в Молодечно. Они принимали активное участие в восстановлении разрушенной в годы войны железнодорожной инфраструктуры. В июле 1944 года Лидия Константиновна начала трудиться в локомотивном депо Молодечно. А Григорий Максимович – техником в Молодечненской дистанции пути. Спустя некоторое время молодые люди поженились, позже в семье родился сын Юрий.

1 Grigoriy jena Lidiya syn Yuriy

Железнодорожная инфраструктура постепенно восстанавливалась. Григорий Максимович был переведен на должность контролера-нормировщика, затем смотрителя зданий в дистанции пути. Среди документов, собранных в семейном архиве, имеется характеристика, выданная на смотрителя зданий Григория Плахотнюка: «Товарищ Плахотнюк в должности контрольного нормировщика проделал большую работу по восстановлению документации гражданских сооружений... В должности смотрителя зданий образцово организовал свой коллектив, который отличается высокой организованностью труда и систематически перевыполняет нормы. Добился образцового порядка в организации работ при высокой производительности труда, коллектив дал в первом квартале 1948 года 3720 руб экономии. Тов. Плахотнюк по личной инициативе перевел свой коллектив на хозяйственный расчет. В общественной работе принимает активное участие как редактор стенной газеты.»

В 1949 году Григорий Плахотюк уехал на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1952 году. Вернувшись в Молодечно, приступил к работе в дистанции пути в новой должности – заместителя начальника предприятия по искусственным сооружениям.

В 1955 году Григория Максимовича Плахотнюка перевели в Лиду, где он также занял должность заместителя начальника дистанции пути. А в 1961 году он возглавил коллектив этого предприятия и руководил им до ухода на заслуженный отдых – до 1992 года. Общий стаж Григория Максимовича на магистрали – 50 лет!

Он кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, отмечен медалями «За доблестный труд в Великую Отечественную войну», «За Победу над Германией», имеет и множество профессиональных наград. В их числе – нагрудные знаки  «Почетный железнодорожник», «Отличный восстановитель», «Отличный путеец». В свое время он был членом горкома партии, депутатом Лидского городского Совета депутатов, членом парткома Лидского железнодорожного узла.

Его супруга Лидия Константиновна после переезда в Лиду также трудилась в дистанции пути, выполняла обязанности бухгалтера. Ее стаж на магистрали – 33 года. Григорий Максимович и Лидия Константиновна – работники прифронтовых участков железных дорог, ветераны Великой Отечественной войны.

– В нашей семье мы очень гордимся Григорием Максимовичем и Лидией Константиновной, – говорит Анна Владимировна. – Они прошли непростой путь, на их молодость пришлась война, переезд за сотни километров в другой город с уничтоженной железнодорожной инфраструктурой, которую они восстанавливали.  Но они сделали это достойно, всю жизнь добросовестно трудились, воспитали достойную смену.

Их сын Юрий Григорьевич также связал свою жизнь с магистралью, причем от деда ему передалась тяга к локомотивам. Он пришел работать в локомотивное депо Лида в 1970 году. Начинал слесарем, потом прошел подготовку и трудился помощником машиниста. Параллельно получал образование в Гомельском железнодорожном техникуме. Затем перешел в машинисты – работал вначале в грузовом движении, после водил дизель-поезда. Награжден нагрудным знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги».

2 Юрий Григорьевич

Супруга Юрия Григорьевича, Анна Владимировна, также железнодорожница.

– На магистрали, на станции Береза-Картузская в военное время работал мой отец. А в мирное время он был кузнецом, – рассказывает историю своей семьи Анна Владимировна. – А я после окончания школы решила поступать в Брестский железнодорожный техникум. После окончания меня распределили в Лиду, в дистанцию пути.

Anna

Девушка начинала работать техником. На городской танцплощадке познакомилась со своим будущим мужем Юрием Плахотнюком.

– Поначалу я и не знала, что это сын моего руководителя. Ведь когда я пришла в дистанцию, ее возглавлял Григорий Максимович, отец Юрия, – признается Анна Владимировна. – Тем более, что он работал не на нашем предприятии, а в локомотивном депо.

Спустя некоторое время молодые люди поженились. В дистанции пути Анна Владимировна проработала 39 лет, была инженером, после – инженером по труду и заработной плате.

Сейчас Григорий Максимович и Анна Владимировна на заслуженном отдыхе. Их свободное время заполнено дачными хлопотами. Григорий Максимович многое умеет делать своими руками, вплоть до несложного ремонта. Среди увлечений Анны Владимировны – разведение цветов: гортензий, гладиолусов, роз.

IMG 7403 копия копия

Их сыновья также продолжили семейные традиции – по примеру отца и прадеда они отдали предпочтение локомотивам. Сегодня они трудятся в локомотивном депо Лида. Старший Михаил после службы в армии получил образование в БелГУТе. Уже 23 года трудится машинистом в маневровом движении.

3 Mihail

 

Младший Виталий окончил гомельское отраслевой колледж, также 15 лет работает машинистом, как и когда-то отец, водит дизель-поезда. И михаил и Виталий неоднократные участники и победители конкуров «Лучший по профессии». В их семьях также подрастают сыновья Константин и Павел.

3 Vitaliy Yuryevich

– Наши сыновья самостоятельно сделали свой выбор, – говорит Анна Владимировна. – Они видели, насколько непростой была работа их отца: его не было дома по выходным и праздникам, в ночное время. Тем не менее, оба загорелись профессией машиниста. И сейчас никуда уходить не захотели. Возможно, мы дождемся, когда нашу трудовую династию продолжат и внуки.

IMG 9241

Елена КРАВЕЦ, корреспондент газеты "Железнодорожник Белоруссии"