Как ремонтируют поезда в локомотивном депо Лида?

Ariko
 
За свою жизнь мне приходилось ездить на поездах разных типов, поэтому казалось, что какое-то представление об этом виде транспорта я имею. Но когда недавно, в преддверии профессионального праздника железнодорожников, познакомилась с мастером цеха по ремонту тягового подвижного состава локомотивного депо Лида Виктором Арико, поняла: о многих интересных, даже с обывательской точки зрения, вещах я даже не подозревала. 

Наша беседа, проходившая непосредственно в цехе, и небольшая экскурсия по нему оставили много впечатлений. Еще бы! Я же беседовала с человеком, который ремонту дизель-поездов посвятил почти четверть века и знает о них, можно сказать, всё. 

Что же это за работа такая – ремонтировать поезда? Начнем чуть издалека. Во-первых, это плановые работы. После того, как пробег дизель-поезда составит определенное количество тысяч километров, его нужно ставить на плановое обслуживание или плановый ремонт. В Беларуси сегодня 16 депо. Самые солидные работы производятся в двух из них. В Барановичах в основном осуществляют ремонт электропоездов, в Лиде – маневровых тепловозов и дизель-поездов (от выпускавшихся в Риге и уже снятых с производства всем нам знакомых дизель-поездов образца 60-х годов до современных импортных составов). Определенные виды подвижного состава БЖД ремонтируются только в нашем городе. 

Сначала маневровый тепловоз или дизель-поезд, которым требуется ремонт, поступают в сборочный цех депо Лида. В сборочном цехе много участков, на каждом из них – своя специализация. Бригада из десяти человек, которую возглавляет Виктор Арико, осуществляет ремонт двух наименований подвижного состава: дизель-поезда серии ДП3 и тепловоза серии ТМЭ. Для неспециалистов требуется расшифровка, и она довольно интересная. 

ТМЭ расшифровывается как «тепловоз маневровый с электрической передачей». Все мы его много раз видели, но не задумывались над его историей. Оказывается, раньше Белорусская железная дорога активно оснащалась маневровыми тепловозами чешского производства – серии ЧМЭ. В свое время это была продвинутая техника, но в 1992 году ее сняли с производства. И тогда в БЖД решили продлить жизнь уже имеющимся маневровым тепловозам, подвергнув их глубокой модернизации. Эти работы, по договоренности с чехами и их поддержке, стали проводиться (с 2010 года) в депо Лида. С чешской стороны поступали машинокомплекты, а сама модернизация проходила в Лиде. Так 48 маневровых тепловозов серии ЧМЭ превратились в серию ТМЭ. А с 2017 года уже серии ТМЭ стал требоваться плановый ремонт. За год на участке, который возглавляет Виктор Арико, производится ремонт в среднем 12-16 единиц этой техники.

Ну а что такое – серия ДП3? Это расшифровывается «дизель-поезд 3» или «дизель-поезд трехвагонный» (а вообще, вагонов может быть от 1 до 6). Мы их тоже видели. А кто-то уже и ездил. Например – в составе, следующем по маршруту «Минск-Гродно» через Лиду. Дизель-поезда серии ДП3 по заказу БЖД производит польская компания «Pesa». Они разработаны в соответствии с европейскими стандартами безопасности и имеют современный дизайн. Помните характерную наклонную форму кабины машиниста? Первый состав ДП3 поступил в Беларусь в 2014 году. Всего по белорусской «чыгунцы» сегодня курсируют уже 7 таких составов – экономичных, скоростных (скорость примерно в полтора раза выше, чем у дизель-поезда старого образца), комфортных для пассажиров и локомотивной бригады.
Но им со временем требуется плановое обслуживание, а именно – средний плановый ремонт цикла 1. Потом – ремонт цикла 2, и так далее… Обслуживают и ремонтируют дизель-поезда серии ДП3 только в депо Лида. К слову, плановое обслуживание три года назад они поочередно уже прошли. Сейчас бригада под руководством Виктора Арико, как говорит он сам, «принимает клиентов по второму кругу» – на плановый ремонт. 

– Это уже работы посерьезней, – разъясняет Виктор Николаевич. – Они включают, к примеру, ремонт двигателя, экипажной части, кондиционеров, системы отопления, салонов… И требуют высокой квалификации рабочих. Часть из них работают с самого основания участка (с 2012 года), прошли обучение под руководством польских специалистов и являются профессионалами высокого класса. Это, например – слесари подвижного состава V разряда Петр Руды и Сергей Федорук, электрогазосварщик VI разряда Андрей Удот. Но и на других членов бригады я могу во всем положиться. 

– Но не думайте, что только мы одни (хотя многое делаем и сами) задействованы в ремонте техники серий ТМЭ и ДП3, – уточняет мой собеседник. – В нем участвуют сотни работников депо. Сложные узлы и агрегаты мы направляем для ремонта в другие цеха: двигатели – в цех №17, тележки (ходовую часть) – в № 20, электрооборудование – в № 23. Потом всё возвращается в сборочный цех, наша бригада устанавливает это обратно и доводит дизель-поезд до полной готовности. 

Плановыми ремонтами серии ДП3 в депо Лида стали заниматься с осени прошлого года. Два из семи дизель-поездов «Pesa», курсирующих по БЖД, ремонт уже прошли, сейчас идет работа над третьим. 

Вся организация процесса ремонта на участке возложена на мастера. В обязанности Виктора Арико также входят контроль над качеством работ, сроками их выполнения, в целом ответственность за людей, за дисциплину в бригаде.

Виктор Николаевич очень любит свою работу, хотя изначально не планировал связывать судьбу с железной дорогой. Он родом из Ивьевского района. В 1982 году закончил Жировичский совхоз-техникум по специальности «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей». Полгода работал в колхозе автомехаником, потом служил в армии. После демобилизации, в 1984 году, решил обосноваться в Лиде. Устроился на авторемонтный завод, женился. В середине 90-х завод переживал не лучшие времена, и Виктор Николаевич решил поменять место работы. И уже почти четверть века, с 1995 года, работает в локомотивном депо Лида. Сначала был слесарем по ремонту подвижного состава. А когда освоился (в поездах все же есть немало принципиальных конструктивных отличий от автомобиля), стал, как и на авторемонтном заводе, мастером. 

В завершение встречи Виктор Николаевич предложил мне заглянуть внутрь дизель-поезда ДП3, который сейчас находится на плановом ремонте в цехе. В нем сразу бросаются в глаза некоторые непривычные детали, например – пол в двух уровнях. Когда продвигаешься по общему сквозному пространству трех салонов (вагонов), ступени ведут то вверх, то вниз. В двух уровнях, соответственно, расположены и комфортные мягкие сиденья. Для комфорта пассажиров предусмотрено и многое другое. Планируется, что со временем по белорусской железной дороге будет курсировать все больше таких пассажирских поездов. Возможно, скоро будут приобретаться дизель-поезда компании «Pesa» с шестью вагонами – серии ДП6. А когда придет время их планового ремонта, локомотивное депо Лида будет готово их принять.

Автор статьи - корреспондент Лидской газеты Светлана Медуница.
http://lidanews.by/news/life/17485news.html