Всемирный день здоровья 2016 года – «Победим диабет!»

 Всемирный день здоровья 2016 года – «Победим диабет!»


    Всемирная организация здравоохранения объявила темой Всемирного дня здоровья 7 апреля 2016 года – диабет, и проводит кампанию по профилактике и лечению этого заболевания.
    Основные идеи Всемирного дня здоровья
1. Эпидемия диабета стремительно нарастает во многих странах, причем особенно резкий рост документирован в странах с низким и средним уровнем дохода.
2. Значительную долю случаев заболевания диабетом можно предотвратить. Доказано, что простые меры по изменению образа жизни эффективно предотвращают или отсрочивают начало диабета 2 типа. Поддержание нормального веса, регулярная физическая нагрузка и здоровый рацион могут снизить риск возникновения диабета.
3. Диабет поддается лечению. Его можно контролировать и воздействовать на него, чтобы избежать осложнений. Расширение доступа к диагностированию, обучение правильному поведению и доступное в ценовом отношении лечение являются важными элементами ответных мер.
Основные факты
-   В 2014 году уровень заболеваемости диабетом составил 9% среди взрослого населения 18 лет и старше.
-   По оценкам, в 2012 году 1,5 миллиона смертельных случаев произошло по причине диабета.
-   Более 80% случаев смерти от диабета происходит в странах с низким и средним уровнем дохода.
-   По прогнозам ВОЗ, в 2030 году диабет станет седьмой по значимости причиной смерти.
-   Благодаря здоровому питанию, регулярной физической активности, поддержанию нормального веса тела и воздержанию от употребления табака можно предотвратить или отсрочить заболевание диабетом второго типа.

    Диабет является хроническим заболеванием, которое развивается, когда поджелудочная железа не производит достаточно инсулина, или когда организм не может эффективно использовать производимый инсулин. Инсулин – это гормон, регулирующий уровень сахара в крови и дающий нам необходимую для жизни энергию. Если он не может попасть в клетки, где окисляется в качестве энергии, то содержание сахара возрастает в крови до опасных уровней. Последствия сахарного диабета включают долговременные поражения, нарушения функций и недостаточность разных органов. Со временем высокое содержание сахара в крови может серьезно повредить каждую важную систему органов, вызывая инфаркт, инсульт, повреждение нервов, почечную недостаточность, слепоту, импотенцию и инфекции, которые могут повлечь ампутацию. 
Существует две основных формы диабета.
Диабет 1-го типа (иногда называемый инсулинозависимым, юношеским или детским диабетом) развивается в тех случаях, когда поджелудочная железа не вырабатывает достаточно инсулина – гормона, регулирующего уровень сахара в крови. Причина этого неизвестна, но полагают, что это происходит в результате сочетания генетических факторов и факторов окружающей среды.
    Во многих странах регистрируется все большее число новых диагностируемых случаев заболевания диабетом 1-го типа, особенно среди детей раннего возраста. Примечательно то, что некоторые модели заболеваемости среди детей схожи с эпидемиями инфекционных болезней. В настоящее время способов профилактики диабета 1-го типа не существует. 
    Диабет 2-го типа (иногда называемый инсулиннезависимым или взрослым диабетом) развивается в тех случаях, когда организм человека не может эффективно использовать вырабатываемый им инсулин. Диабет этого типа, развивающийся в результате избыточного веса и физической инертности, а иногда в результате генетической предрасположенности, часто можно предотвратить. 
    В последнее время диабет 2-го типа стал регистрироваться среди детей и подростков все в больших масштабах, и в некоторых частях мира диабет 2-го типа стал основным типом диабета среди детей. Есть все основания предполагать, что решающую роль в этом играет глобальный рост показателей детского ожирения и физической инертности. Здоровое питание и образ жизни являются мощными факторами защиты от этой болезни. 
Гестационный диабет является гипергликемией, которая развивается или впервые выявляется во время беременности. Женщины, имеющие такую форму диабета, имеют также повышенный риск осложнений во время беременности и родов. У них также повышен риск заболевания диабетом 2-го типа позднее в жизни. Чаще всего гестационный диабет диагностируется во время пренатального скрининга, а не на основе сообщаемых симптомов.
Пониженная толерантность к глюкозе и нарушение гликемии натощак.
    Пониженная толерантность к глюкозе (ПТГ) и нарушение гликемии натощак (НГН) являются промежуточными состояниями между нормой и диабетом. Люди с ПТГ и НГН подвергаются высокому риску заболевания диабетом типа 2, но этого может и не произойти. 
Каковы общие последствия диабета?
    Со временем диабет может поражать сердце, кровеносные сосуды, глаза, почки и нервы. 
Диабет повышает риск развития болезней сердца и инсульта. Согласно данным международного исследования, 50% людей с диабетом умирает от сердечно-сосудистых болезней (в основном, от болезней сердца и инсульта).
    В сочетании со снижением кровотока невропатия (повреждение нервов) ног повышает вероятность появления на ногах язв, инфицирования и, в конечном итоге, необходимости ампутации конечностей.
    Диабетическая ретинопатия, являющаяся одной из важных причин слепоты, развивается в результате долговременного накопления повреждений мелких кровеносных сосудов сетчатки. Диабетом может быть обусловлен 1% глобальных случаев слепоты.
Диабет входит в число основных причин почечной недостаточности.
Общий риск смерти среди людей с диабетом, как минимум, в 2 раза превышает риск смерти среди людей того же возраста, у которых нет диабета.
Как можно уменьшить бремя диабета?
Профилактика.
Простые меры по поддержанию здорового образа жизни оказываются эффективными для профилактики или отсрочивания диабета типа 2. Чтобы способствовать предупреждению диабета типа 2 и его осложнений необходимо следующее:
добиться здорового веса тела и поддерживать его;
быть физически активным – по меньшей мере, 30 минут регулярной активности умеренной интенсивности в течение большинства дней; для контролирования веса необходима дополнительная активность;
придерживаться здорового питания, потребляя фрукты и овощи от 3 до 5 раз в день, и уменьшать потребление сахара и насыщенных жиров;
воздерживаться от употребления табака.
Диагностирование и лечение.
Диагностирование на ранних этапах можно осуществлять с помощью тестирования крови.
Лечение диабета состоит в снижении уровня содержания глюкозы в крови и уровней других известных факторов риска, разрушающих кровеносные сосуды. Для предотвращения осложнений также важно прекратить употребление табака.
Мероприятия, которые позволяют сэкономить расходы и являются практически осуществимыми в развивающихся странах, включают:
 - контроль за умеренным содержанием глюкозы в крови; 
 - контроль кровяного давления;
 - уход за ногами.
Другие мероприятия, позволяющие сэкономить расходы, включают:
 - скрининг на ретинопатию (которая вызывает слепоту);
 - контроль за содержанием липидов в крови (для регулирования уровня холестерина);
 - скрининг с целью выявления ранних признаков болезней почек, связанных с диабетом.
    В дополнение к этим мерам необходимо соблюдать здоровую диету, регулярно выполнять физические упражнения, поддерживать нормальную массу тела и не курить.



По материалам Всемирной организации здравоохранения

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

Согласно принятой в РБ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.

Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется  расстройствам аутического спектра, то есть расстройствам, объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.

Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают РАС не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой.

Тема аутистических расстройств изучается в настоящее время очень и очень подробно, но, тем не менее, остается достаточно много нерешённых вопросов.

Что на сегодняшний момент мы знаем про аутизм:

До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений).

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

Аутизм-это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии.

Аутизм-это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности.

Причины развития заболевания изучены недостаточно. Современные представления говорят о том, что аутизм-это нейробиологическое расстройство, т.е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.

Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые  три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:

1. безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;

2. отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;

3. наличие стереотипных движений руками и пальцами;

4. отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;

5. особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).

Пока ребенок еще очень мал, все вышеперечисленные разрозненные особенности воспринимаются как временные или незначительные – "все пройдет, образуется". Но на 2-м, чаще на 3-м году родители "открывают" тревожащую необычность ребенка. Чаще всего это случается, когда казавшиеся разрозненными и случайные особенности поведения сплетаются в клубок, а возраст уже не оставляет возможности надеяться на "завтра".

Дошкольный возраст-это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь.

К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).

Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом жизни для близких таких детей. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически-фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира. Взрослые снова и снова переживают ощущение беспомощности, невозможности научить ребенка, успокоить его, уберечь от тяжелых переживаний. Родители в это время уже ясно понимают, что у ребенка существуют серьезные проблемы в развитии и начинают искать помощи у специалистов.

Ошибочное суждение об аутичных детях, это представление о  том, что аутичный ребёнок не нуждается в общении, это одиночка, он сидит в углу, погруженный в свои фантазии, он живёт в своём собственном особенном мире, погружен в свои фантазии и ни в ком не нуждается. Это совсем не так. Дело не в том, что ребёнок не хочет общаться, а в том, что он не умеет общаться. В основе всего заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, то есть проблема, связанная со сферой взаимодействия.

Аутизм, как ни какое другое заболевание, окружен множеством мифов, налётом таинственности и необычности. И это очень мешает адекватному восприятию заболевания. Распространение информации об аутизме–это профилактика шарлатанства. Как только появляется какое-нибудь заболевание, достаточной информации о котором родители не получают и заболевание это является хроническим и длится много лет, то немедленно вокруг таких семей скапливаются различные чудо-целители, предлагающие непроверенные средства, какие-то чудесные таблетки, средства и так далее, и направляют семью по неверному пути. Правдивая информация об аутизме должна привести к тому, что семьи будут обращаться непосредственно к специалистам и двигаться достаточно тяжёлым, но правильным путём, не теряя впустую времени и денег.

Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребёнка. Важно помнить тот факт, что аутизм и расстройства аутичного спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами и, следовательно, не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения, которое помогло бы сразу всем пациентам с расстройством аутичного спектра. Из-за такой вариабельности подход к реабилитации должен быть максимально индивидуальным, а добиться этого даже для одного ребенка – большой совместный труд для целого ряда специалистов и родителей ребёнка.

Детский аутизм-заболевание не новое, однако, сохраняющийся интерес к проблеме не случаен, он обусловлен ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.

Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Главный внештатный специалист УЗО 

 по детской психиатрии                                                             Н.Н. Шостко