Стоп-кадр в наследство

  Ветеран Великой Отечественной войны и труда Иван Папков посвятил железной дороге полвека. Вначале он трудился в Лидской дистанции сигнализации и связи, а потом – в локомотивном депо Лида. Работал до 74 лет, пока позволяло здоровье. Встретиться с журналистами отраслевой газеты решил вовсе не для того, чтобы рассказать о себе, а чтобы показать раритетный фотоальбом.

 

Непростой человек

 

   Трудно даже сказать, чему в первую очередь дивиться: качеству фотографий или тому, что некоторые из них были сняты фактически 100 лет назад – в 1914 году! Вероятно, их хозяин был настоящим путешественником либо часто бывал в командировках. Ведь снимки сделаны в разных уголках не только постсоветского пространства, но и в других частях мира. В те годы простой человек вряд ли мог совершать такие турпоездки. Да и фотоаппарат был не у каждого. Как оказалось, и, правда, их владелец – уникальный человек.

   – Это родной брат моей мамы, Ольги Кучевской, – Николай Кучевский. Генералмайор авиации. Был награжден орденом Красной звезды. В 1934м его репрессировали: лишили звания, выгнали из армии и выслали в Караганду. Для дяди эти события стали большим ударом, – на мгновение Иван Елисеевич замолкает, задумавшись, а затем продолжает: – А ведь он так любил авиацию. Посмотрите, сколько снимков в альбоме, посвященных самолетам и службе. Даже в ссылке Николая Александровича не отправили на медные рудники – он работал в гражданской авиации, летал на небольших самолетах. Когда его реабилитировали, они с супругой купили дачу под Москвой. В конце 60х по состоянию здоровья ему порекомендовали поменять климат, приехал в Гродно, где и жил до последних дней.

 


Поезда, города, самолеты…

 

   Листаем альбом… Обращаем внимание, что на некоторых фотографиях лица вырезаны.
– «Хранить» врагов народа было запрещено, – объясняет ветеран. – Поэтому их лица вырезали, чтобы не навлечь беду. Дядя после освобождения жил замкнуто, особо ни с кем не контактировал – может, и боялся, что перед смертью снова могут арестовать.
…Рижский оперный театр, архитектурные памятники Баку, Смоленский железнодорожный вокзал, Киевская София… А вот и площадь Победы в Минске, Дворец профсоюзов, привокзальные «ворота». Мы с удовольствием посмотрели, как выглядели эти объекты в начале прошлого века.
– Вот уникальный снимок. Костел в Гродно, называемый в народе, да и историками, фарой Витовта. Он много раз горел и был восстановлен. Впервые упоминается в грамоте князя в 1389 году… Дядя успел сфотографировать храм до того, как его в 1961м по решению Гродненского горисполкома взорвали, – рассказывает собеседник. – Вам, конечно же, интересны железнодорожные снимки? Их в альбоме достаточно. К примеру, вот этот автомобиль мог передвигаться по рельсам. А вот паровоз, идущий по мосту над Западной Двиной. А сколько железнодорожных вокзалов!
По этим фото можно проследить историю городов Беларуси и других регионов постсоветского пространства. А еще Николай Кучевский писал замечательные стихи. Он много читал, интересовался историей. Тетради с творениями и альбом достались Ивану Елисеевичу после смерти дяди в 1971 году.

Мастер системного подхода

   Что общего между ветераном-железнодорожником и его дядей? Участник Великой Отечественной войны Иван Папков тоже всегда стойко держал удары судьбы. Война и лишения, годы нелегкого труда – все это было в его жизни. Детство прошло в Смоленской области под Вязьмой в городе Дорогобуж.
   – Мамина семья в царское время жила на Белосточчине. Это были достаточно зажиточные люди. Огромное хозяйство, 45 гектаров земли, парк, пруды… Но когда началась Первая мировая война, они все оставили и переехали на Смоленщину, – рассказывает Иван Елисеевич.
И его судьба на некоторое время занесла на родину мамы: работал в вагонном депо Белостока. Потом трудился со связистами в прифронтовой полосе на польском участке Ломжа – Лапы – Белосток. Позднее его перевели в Лидскую дистанцию сигнализации и связи. Работал в Рожанке, затем на станции Бастуны.
   – В 1947 году меня направили учиться в дортехшколу при Брестском железнодорожном техникуме. Оттуда распределили старшим механиком связи в Лиду – в линейноаппаратный зал. После курсов повышения квалификации назначили инженером. Практически 40 лет работал на одном месте. К тому же 20 лет был секретарем парторганизации, – продолжает он.
Иван Елисеевич был отличным связистом, что подтверждают два таких знака, награжден также нагрудным знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги». После выхода на пенсию (в 1986м), он перешел в локомотивное депо. И проработал там еще 14 лет. Занимался рационализаторской деятельностью, неоднократно признавался лучшим рационализатором – как в отделении, так и на дороге.
Несмотря на почтенный возраст и пережитое, он полон оптимизма и бодрости. В свои 87 с удовольствием читает прессу, интересуется новостями в стране и мире, еще и ремонт в квартире затеял. Сидеть без дела – это не про него.


Автор:Анна МЕРКУШЕВИЧ 

Опубликовано: "Железнодорожник Белоруссии"

 

Обновлено (13.11.2013 18:46)

 

 

 

Благо твори

   К началу учебного года профсоюзный комитет локомотивного депо Лида оказал помощь на сумму около 10 млн. рублей работникам предприятия, воспитывающим троих и более детей школьного возраста.
Руководство депо и профком приложили также немало усилий и для оздоровления детей работников своего предприятия в летний период. Был закуплен спортивный инвентарь, оказана помощь в ремонте летнего оздоровительного центра «Озеры», где смогли отдохнуть и набраться сил перед предстоящим учебным годом более 80 школьников.
Кроме того, в августе на предприятии была организована акция под названием «Детям к школе» по сбору канцелярских принадлежностей. Коробки с тетрадями, разноцветные карандаши, альбомы, краски – все это было передано в Лидский территориальный центр социального обслуживания населения – для детей из малообеспеченных семей.

 

 

Алина Иода                                                            Обновлено (28.10.2013 21:13)