Экологическая безопасность

Экологическая безопасность

Не выпадать в осадок

        Вот уже больше полугода в локомотивном депо Лида с вредными веществами: твердыми частицами (сажей), оксидом углерода, диоксидом азота, – которые образовываются в выхлопных газах при испытании дизельных двигателей М756, борется фильтр мокрого типа. Причем делает это весьма успешно и даже с запасом: при допустимой норме выбросов 1,18 грамм/секунду вредных веществ в атмосферу в среднем попадает не больше 0,2 грамм/секунду.

        Установка очистки отработавших газов на станции испытания дизелей в эксплуатацию была введена только в мае 2016-го, хотя сама станция на предприятии работает с 1997 года. Такой парадокс объясняется действующим на тот момент природоохранным и строительным законодательством: от того, что первое не требовало каких-либо мер по очистке выхлопных газов, второе не предусматривало установку соответствующего оборудования.  

       – Некоторое превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ при проведении обкаток двигателей дизель-поездов было, – комментирует главный инженер локомотивного депо Лида Алексей Алферчик. – Однако оно не было критическим. К тому же до 31 декабря 2015 года действовало выданное нашему предприятию временное разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Но мы понимали, что ключевое слово здесь «временное». Вдобавок Лидской городской и районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды было выдано предписание на устранение к концу 2015-го  имеющихся нарушений  в области природоохранного законодательства.

Проанализировав технические возможности имеющегося здания, и изучив современный рынок предложений, локомотивным депо Лида был разработан проект по установке на станцию испытания дизелей оборудования по очистке отработанных газов – фильтра мокрого типа. Но в связи с тем, что разрешение на реализацию проекта получено в 4 квартале 2015 года, а оборудование сложно в изготовлении, и оно делается исключительно под заказ (производитель – «Завод технологического оборудования «Формула» в городе Санкт-Петербург – «на склад» попросту не работает) установить его в указанный в предписании срок было не возможно. 

– Мы обратились в областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды с просьбой дать нам еще немного времени на устранение имеющихся экологических нарушений, – продолжает Алексей Николаевич. – И нам пошли на встречу.

        В итоге в феврале 2016 года фильтр мокрой очистки был поставлен на станцию испытания дизелей, а спустя три месяца пуско-наладочных работ его запустили. Принцип работы нового оборудования основан на пылеудалении: загрязненный воздух поступает в корпус фильтра, заполненного водой, здесь он проходит через каплеуловители, а затем, уже очищенный, выбрасывается наружу вентилятором. «Отработанная» вода уходит на очистные сооружения, фильтры которых после сдаются на утилизацию. 

     В сентябре 2016 года научно-исследовательским центром экологической безопасности и энергосбережения на транспорте УО «Белорусский государственный университет транспорта» были проведены контрольные замеры выбросов вредных веществ выхлопных газов очищаемых мокрым фильтром. Результаты проверки показали, что фильтр со своими «обязанностями» справляется на «отлично», и обкатка двигателей дизель-поездов не представляет экологической опасности. 

       Нормы выбросов вредных веществ выхлопных газов очищаемых мокрым фильтром рассчитаны на 160 испытаний дизельных двигателей в год. Локомотивное депо Лида за указанный период обкатывает не более 120 двигателей. То есть даже при увеличении производительности за чистоту окружающей среды можно не беспокоиться.

Статья поготовили корреспондент Лидской газеты Виктория РУСИЛЕВИЧ

и главный инженер депо Алексей Алферчик.